Поиск на сайте: Расширенный поиск


Новые программы oszone.net Читать ленту новостей RSS
Iceсream Screen Recorder – это программа для захвата видео с аудио и микрофоном и создания скриншотов с помощью ряда доп...
SlimDrivers — бесплатная программа для обнаружения присутствующих на компьютере драйверов, определение их версий, поиска...
Многофункциональный, кроссплатформенный текстовый редактор с функциями подсветки синтаксиса, авто-подстановкой выражений...
Программа позволяет быстро обнаруживать на раннем этапе возможные отказы в работе сети или веб-сайта. PRTG Network Monit...
Программа для создания презентаций и интерактивных обучающих видеоуроков. Camtasia Studio может осуществлять захват изоб...
OSzone.net Microsoft Разработка приложений .NET Framework Распознавание речи с применением настольных .NET-приложений RSS

Распознавание речи с применением настольных .NET-приложений

Текущий рейтинг: 3 (проголосовало 2)
 Посетителей: 2357 | Просмотров: 2676 (сегодня 0)  Шрифт: - +
С появлением Windows Phone Cortana, персонального помощника, активируемого речью (равно как и аналога от фруктовой компании, о котором нельзя упоминать всуе), приложения с поддержкой речи стали занимать все более значимое место в разработке ПО. В этой статье я покажу, как начать работу с распознаванием и синтезом речи в консольных Windows-приложениях, приложениях Windows Forms и Windows Presentation Foundation (WPF).

Заметьте, что также можете добавить речевые возможности в приложения Windows Phone, веб-приложения ASP.NET, приложения Windows Store, Windows RT и Xbox Kinect, но соответствующие методики отличаются от рассматриваемых в этой статье.

Хороший способ понять, что именно будет обсуждаться в этой статье, — взглянуть на экранные снимки двух разных демонстрационных программ на рис. 1 и 2. После запуска консольное приложение на рис. 1 немедленно произносит фразу «I am awake». Конечно, вы не сможете услышать демонстрационное приложение, читая эту статью, поэтому оно отображает текст того, что говорит компьютер. Потом пользователь произносит команду «Speech on». Демонстрационное приложение откликается распознанным текстом, а затем на внутреннем уровне включает прослушивание и реагирует на запросы сложить два числа.

*
Рис. 1. Распознавание и синтез речи в консольном приложении

*
Рис. 2. Распознавание речи в приложении Windows Forms

Пользователь попросил приложение сложит один и два, затем два и три. Приложение распознало произнесенные команды и дало ответы голосовым способом. Позднее я опишу более полезные способы применения распознавания речи.

Далее пользователь сказал «Speech off» — голосовую команду, которая деактивирует прослушивание команд для сложения чисел, но не отключает полностью распознавание речи. После этой речевой команды следующая команда на сложение единицы с двойкой была проигнорирована. Наконец, пользователь снова включил прослушивание команд и произнес бессмысленную команду «Klatu barada nikto», которую приложение распознало как команду на полную деактивацию распознавания речи и свое завершение.

На рис. 2 показано приложение Windows Forms с включенным холостым распознаванием речи (dummy speech-enabled). Это приложение распознает произносимые команды, но не реагирует на них голосовым выводом. При первом запуске приложения флажок Speech On не был установлен, указывая на то, что распознавание речи не активно. Пользователь установил этот флажок, а затем произнес «Hello». Приложение откликнулось выводом распознанного текста в элементе управления ListBox в нижней части окна.

Затем пользователь произнес: «Set text box 1 to red». Приложение распознало речь и откликнулось: «Set text box 1 red», что почти (но не совсем) точно соответствует тому, что сказал пользователь. Хотя на рис. 2 этого не видно, текст в элементе управления TextBox в верхней части окна стал действительно красным.

Потом пользователь произнес: «Please set text box 1 to white». Приложение распознало это как «set text box 1 white» и сделало именно это. В заключение пользователь сказал: «Good-bye», и приложение вывело этот текст, но ничего не стало делать с Windows Forms, хотя могло бы, например, сбросить флажок Speech On.

Использовать объект синтезатора довольно просто.

В следующих разделах я пройду вместе с вами по процессу создания обеих демонстрационных программ, включая установку необходимых речевых .NET-библиотек. В этой статье предполагается, что вы владеете навыками программирования хотя бы на среднем уровне, но ничего не знаете о распознавании и синтезе речи.

Добавление поддержки распознавания речи в консольное приложение

Чтобы создать демонстрацию, показанную на рис. 1, я запустил Visual Studio и создал новое консольное приложение на C# с названием ConsoleSpeech. Я успешно использовал речевые средства с Visual Studio 2010 и 2012, но должна подойти любая сравнительно недавняя версия. После загрузки кода шаблона в редактор я переименовал файл Program.cs в окне Solution Explorer в более описательный ConsoleSpeechProgram.cs, и Visual Studio переименовала класс Program за меня.

Далее я добавил ссылку на файл Microsoft.Speech.dll, который находится в C:\ProgramFiles (x86)\Microsoft SDKs\Speech\v11.0\Assembly. Эта DLL отсутствовала на моем компьютере, и мне пришлось скачивать ее. Установка файлов, необходимых для добавления распознавания и синтеза речи в приложение, не столь уж и тривиальна. Я подробно объясню процесс установки в следующем разделе, а пока допустим, что Microsoft.Speech.dll есть в вашей системе.

Добавив ссылку на речевую DLL, я удалил из верхней части кода все выражения using, кроме указывавшего на пространство имен System верхнего уровня. Потом я добавил выражения using для пространств имен Microsoft.Speech.Recognition, Microsoft.Speech.Synthesis и System.Globalization. Первые два пространства имен сопоставлены с речевой DLL. Заметьте: существуют и такие пространства имен, как System.Speech.Recognition и System.Speech.Synthesis, что может сбить с толку. Вскоре я поясню разницу между ними. Пространство имен Globalization было доступно по умолчанию и не требовало добавления новой ссылки в проект.

Весь исходный код демонстрационного консольного приложения приведен на рис. 3, а также доступен в пакете исходного кода, сопутствующем этой статье. Я убрал всю стандартную обработку ошибок, чтобы по возможности не затуманивать главные идеи.

Рис. 3. Исходный код демонстрационного консольного приложения

using System;
using Microsoft.Speech.Recognition;
using Microsoft.Speech.Synthesis;
using System.Globalization;
namespace ConsoleSpeech
{
  class ConsoleSpeechProgram
  {
    static SpeechSynthesizer ss = new SpeechSynthesizer();
    static SpeechRecognitionEngine sre;
    static bool done = false;
    static bool speechOn = true;

    static void Main(string[] args)
    {
      try
      {
        ss.SetOutputToDefaultAudioDevice();
        Console.WriteLine("\n(Speaking: I am awake)");
        ss.Speak("I am awake");

        CultureInfo ci = new CultureInfo("en-us");
        sre = new SpeechRecognitionEngine(ci);
        sre.SetInputToDefaultAudioDevice();
        sre.SpeechRecognized += sre_SpeechRecognized;

        Choices ch_StartStopCommands = new Choices();
        ch_StartStopCommands.Add("speech on");
        ch_StartStopCommands.Add("speech off");
        ch_StartStopCommands.Add("klatu barada nikto");
        GrammarBuilder gb_StartStop = new GrammarBuilder();
        gb_StartStop.Append(ch_StartStopCommands);
        Grammar g_StartStop = new Grammar(gb_StartStop);

        Choices ch_Numbers = new Choices();
        ch_Numbers.Add("1");
        ch_Numbers.Add("2");
        ch_Numbers.Add("3");
        ch_Numbers.Add("4");

        GrammarBuilder gb_WhatIsXplusY = new GrammarBuilder();
        gb_WhatIsXplusY.Append("What is");
        gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
        gb_WhatIsXplusY.Append("plus");
        gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
        Grammar g_WhatIsXplusY = new Grammar(gb_WhatIsXplusY);

        sre.LoadGrammarAsync(g_StartStop);
        sre.LoadGrammarAsync(g_WhatIsXplusY);
        sre.RecognizeAsync(RecognizeMode.Multiple);

        while (done == false) { ; }

        Console.WriteLine("\nHit <enter> to close shell\n");
        Console.ReadLine();
      }
      catch (Exception ex)
      {
        Console.WriteLine(ex.Message);
        Console.ReadLine();
      }
    } // Main

    static void sre_SpeechRecognized(object sender,
      SpeechRecognizedEventArgs e)
    {
      string txt = e.Result.Text;
      float confidence = e.Result.Confidence;
      Console.WriteLine("\nRecognized: " + txt);

      if (confidence < 0.60) return;
      if (txt.IndexOf("speech on") >= 0)
      {
        Console.WriteLine("Speech is now ON");
        speechOn = true;
      }
      if (txt.IndexOf("speech off") >= 0)
      {
        Console.WriteLine("Speech is now OFF");
        speechOn = false;
      }
      if (speechOn == false) return;
      if (txt.IndexOf("klatu") >= 0 &&
        txt.IndexOf("barada") >= 0)
      {
        ((SpeechRecognitionEngine)sender).
          RecognizeAsyncCancel();
        done = true;
        Console.WriteLine("(Speaking: Farewell)");
        ss.Speak("Farewell");
      }

      if (txt.IndexOf("What") >= 0 && txt.IndexOf("plus") >= 0)
      {
        string[] words = txt.Split(' ');
        int num1 = int.Parse(words[2]);
        int num2 = int.Parse(words[4]);
        int sum = num1 + num2;
        Console.WriteLine("(Speaking: " + words[2] + " plus " +
          words[4] + " equals " + sum + ")");
        ss.SpeakAsync(words[2] + " plus " + words[4] +
          " equals " + sum);
      }
    } // sre_SpeechRecognized
  } // Program
} // ns

После выражений using демонстрационный код начинается так:

namespace ConsoleSpeech
{
  class ConsoleSpeechProgram
  {
    static SpeechSynthesizer ss = new SpeechSynthesizer();
    static SpeechRecognitionEngine sre;
    static bool done = false;
    static bool speechOn = true;

    static void Main(string[] args)
    {
...

Объект SpeechSynthesizer на уровне класса дает возможность приложению синтезировать речь. Объект SpeechRecognitionEngine позволяет приложению прослушивать и распознавать произносимые слова или фразы. Булева переменная done определяет, когда завершается приложение в целом. Булева переменная speechOn управляет тем, слушает ли приложение какие-то команды, кроме команды на выход из программы.

Здесь идея в том, что консольное приложение не принимает набираемый с клавиатуры ввод, поэтому оно всегда слушает команды. Однако, если speechOn равна false, распознается и выполняется только команда на выход из программы; прочие команды распознаются, но игнорируются.

Метод Main начинается так:

try
{
  ss.SetOutputToDefaultAudioDevice();
  Console.WriteLine("\n(Speaking: I am awake)");
  ss.Speak("I am awake");

Экземпляр объекта SpeechSynthesizer был создан при его объявлении. Использовать объект синтезатора довольно просто. Метод SetOutputToDefaultAudioDevice отправляет вывод на динамики, подключенные к вашему компьютеру (вывод можно отправлять и в файл). Метод Speak принимает строку, а затем произносит ее. Вот так все несложно.

Распознавание речи гораздо сложнее ее синтеза. Метод Main продолжает созданием объекта распознавателя:

CultureInfo ci = new CultureInfo("en-us");
sre = new SpeechRecognitionEngine(ci);
sre.SetInputToDefaultAudioDevice();
sre.SpeechRecognized += sre_SpeechRecognized;

Сначала в объекте CultureInfo указывается распознаваемый язык, в данном случае United States English. Объект CultureInfo находится в пространстве имен Globalization, на которое мы сослались с помощью выражения using. Затем после вызова конструктора SpeechRecognitionEngine голосовой ввод назначается аудиоустройству по умолчанию — чаще всего микрофону. Заметьте, что в большинстве лэптопов есть встроенный микрофон, но на настольных компьютерах потребуется внешний микрофон (в наши дни он часто комбинируется с наушниками).

Ключевым методом для объекта распознавателя является обработчик событий SpeechRecognized. При использовании Visual Studio, если вы введете «sre.SpeechRecognized +=» и подождете долю секунды, IntelliSense автоматически закончит ваше выражение именем обработчика событий — sre_SpeechRecognized. Советую нажать клавишу Tab, чтобы согласиться с предложенным вариантом и использовать это имя по умолчанию.

Далее демонстрационная программа настраивает возможность распознавания команд для сложения двух чисел:

Choices ch_Numbers = new Choices();
ch_Numbers.Add("1");
ch_Numbers.Add("2");
ch_Numbers.Add("3");
ch_Numbers.Add("4"); // с технической точки зрения,
                     // это Add(new string[] { "4" });
GrammarBuilder gb_WhatIsXplusY = new GrammarBuilder();
gb_WhatIsXplusY.Append("What is");
gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
gb_WhatIsXplusY.Append("plus");
gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
Grammar g_WhatIsXplusY = new Grammar(gb_WhatIsXplusY);

Три основных объекта здесь — это набор Choices, шаблон GrammarBuilder и управляющий Grammar. Когда я создаю Grammar для распознавания, я начинаю с перечисления некоторых конкретных примеров того, что мне нужно распознавать. Скажем, «What is one plus two?» и «What is three plus four?».

Потом я определяю соответствующий универсальный шаблон, например «What is <x> plus <y>?». Шаблоном является GrammarBuilder, а конкретные значения, которые передаются шаблону, — это набор Choices. Объект Grammar инкапсулирует шаблон и Choices.

В демонстрационной программе я ограничиваю для сложения от 1 до 4 и добавляю их как строки в набор Choices. Более эффективный подход:

string[] numbers = new string[] { "1", "2", "3", "4" };
Choices ch_Numbers = new Choices(numbers);

Я представляю вам менее эффективный подход к созданию набора Choices по двум причинам. Во-первых, добавление одной строки единовременно было единственным подходом, который я видел в других примерах с распознаванием речи. Во-вторых, вы могли подумать, что добавление одной строки единовременно вообще не должно работать; Visual Studio IntelliSense в реальном времени показывает, что одна из перегрузок Add принимает параметр типа params string[] phrases. Если вы не заметили ключевое слово params, то, возможно, сочли, что метод Add принимает только массивы строк, а одну строку — нет. Но это не так: он принимает и то, и другое. Я советую передавать массив.

Создание набора Choices из последовательных чисел в какой-то мере является особым случаем и дает возможность использовать программный подход наподобие:

string[] numbers = new string[100];
for (int i = 0; i < 100; ++i)
  numbers[i] = i.ToString();
Choices ch_Numbers = new Choices(numbers);

После создания Choices для заполнения слотов GrammarBuilder демонстрационная программа создает GrammarBuilder, а затем управляющий Grammar:

GrammarBuilder gb_WhatIsXplusY = new GrammarBuilder();
gb_WhatIsXplusY.Append("What is");
gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
gb_WhatIsXplusY.Append("plus");
gb_WhatIsXplusY.Append(ch_Numbers);
Grammar g_WhatIsXplusY = new Grammar(gb_WhatIsXplusY);

Похожий шаблон демонстрационная программа использует при создании Grammar для команд, относящихся к старту и остановке:

Choices ch_StartStopCommands = new Choices();
ch_StartStopCommands.Add("speech on");
ch_StartStopCommands.Add("speech off");
ch_StartStopCommands.Add("klatu barada nikto");
GrammarBuilder gb_StartStop = new GrammarBuilder();
gb_StartStop.Append(ch_StartStopCommands);
Grammar g_StartStop = new Grammar(gb_StartStop);

Грамматики можно определять очень гибко. Здесь команды «speech on», «speech off» и «klatu barada nikto» помещаются в одну грамматику, так как они логически связаны. Эти три команды можно было бы определить в трех разных грамматиках или поместить команды «speech on» и «speech off» в одну грамматику, а команду «klatu barada nikto» — во вторую.

Создав все объекты Grammar, вы помещаете их в распознаватель речи, и распознавание речи активируется:

sre.LoadGrammarAsync(g_StartStop);
sre.LoadGrammarAsync(g_WhatIsXplusY);
sre.RecognizeAsync(RecognizeMode.Multiple);

Аргумент RecognizeMode.Multiple необходим, когда у вас более одной грамматики, что будет во всех программах, кроме самых простейших. Метод Main завершается следующим образом:

...
    while (done == false) { ; }
    Console.WriteLine("\nHit <enter> to close shell\n");
    Console.ReadLine();
  }
  catch (Exception ex)
  {
    Console.WriteLine(ex.Message);
    Console.ReadLine();
  }
} // Main

Странно выглядящий пустой цикл while позволяет сохранить работающей оболочку консольного приложения. Цикл будет завершен, когда булева переменная done уровня класса будет установлена в true обработчиком событий распознавания речи.

Обработка распознаваемой речи

Код обработки событий, связанных с распознаванием речи, начинается так:

static void sre_SpeechRecognized(object sender,
  SpeechRecognizedEventArgs e)
{
  string txt = e.Result.Text;
  float confidence = e.Result.Confidence;
  Console.WriteLine("\nRecognized: " + txt);
  if (confidence < 0.60) return;
...

Распознанный текст хранится в свойстве Result.Text объекта SpeechRecognizedEventArgs. Кроме того, можно использовать набор Result.Words. Свойство Result.Confidence хранит значение от 0.0 до 1.0, которое является примерной оценкой того, насколько произнесенный текст соответствует любой из грамматик, связанных с распознавателем. Демонстрационная программа инструктирует обработчик событий игнорировать текст с низкой достоверностью (low confidence) распознанного текста.

Значения Confidence сильно зависят от сложности ваших грамматик, качества микрофона и других факторов. Например, если демонстрационной программе нужно распознавать лишь числа от 1 до 4, то значения достоверности на моем компьютере обычно находятся на уровне 0.75. Но, если грамматика должна распознавать числа от 1 до 100, значения достоверности падают приблизительно до 0.25. Если в двух словах, то обычно вы должны экспериментировать со значениями достоверности, чтобы добиться хороших результатов распознавания речи.

Далее обработчик событий распознавателя речи включает и отключает распознавание:

if (txt.IndexOf("speech on") >= 0)
{
  Console.WriteLine("Speech is now ON");
  speechOn = true;
}
if (txt.IndexOf("speech off") >= 0)
{
  Console.WriteLine("Speech is now OFF");
  speechOn = false;
}
if (speechOn == false) return;

Хотя, возможно, это не совсем очевидно поначалу, эта логика должна иметь смысл, если вдуматься в нее. Затем обрабатывается секретная команда выхода:

if (txt.IndexOf("klatu") >= 0 && txt.IndexOf("barada") >= 0)
{
  ((SpeechRecognitionEngine)sender).RecognizeAsyncCancel();
  done = true;
  Console.WriteLine("(Speaking: Farewell)");
  ss.Speak("Farewell");
}

Заметьте, что механизм распознавания речи может на самом деле распознавать бессмысленные слова. Если объект Grammar содержит слова, отсутствующие во встроенном словаре этого объекта, Grammar пытается по возможности идентифицировать такие слова, используя семантическую эвристику, и обычно весьма успешно. Вот почему я использовал «klatu» вместо правильного «klaatu» (из одного старого научно-фантастического фильма).

Также заметьте, что вы не обязаны обрабатывать весь распознанный Grammar текст («klatu barada nikto») — нужно лишь иметь достаточно информации для уникальной идентификации грамматической фразы («klatu» и «barada»).

Далее обрабатываются команды сложения двух чисел, и обработчик событий, класс Program и пространство имен заканчиваются следующим кодом:

...
      if (txt.IndexOf("What") >= 0 && txt.IndexOf("plus") >= 0)
      {
        string[] words = txt.Split(' ');
        int num1 = int.Parse(words[2]);
        int num2 = int.Parse(words[4]);
        int sum = num1 + num2;
        Console.WriteLine("(Speaking: " + words[2] +
          " plus " + words[4] + " equals " + sum + ")");
        ss.SpeakAsync(words[2] + " plus " + words[4] +
          " equals " + sum);
      }
    } // sre_SpeechRecognized
  } // Program
} // ns

Обратите внимание на то, что текст в Results.Text чувствителен к регистру букв («What» и «what»). Распознав фразу, ее можно разобрать на конкретные слова. В данном случае распознанный текст имеет форму «What is x plus y», поэтому «What» помещается в words[0], а два складываемых числа (как строки) сохраняются в words[2] и words[4].

Установка библиотек

Объяснение демонстрационной программы подразумевает, что все необходимые речевые библиотеки установлены на вашем компьютере. Чтобы создавать и запускать демонстрационные программы, нужно установить четыре пакета: SDK (обеспечивает возможность создания демонстраций в Visual Studio), исполняющую среду (выполняет демонстрации после их создания), распознаваемый и синтезируемый (произносимый программой) языки.

Чтобы установить SDK, поищите в Интернете по словосочетанию «Speech Platform 11 SDK». Это приведет вас на нужную страницу в Microsoft Download Center (рис. 4). Щелкнув кнопку Download, вы увидите варианты, показанные на рис. 5. SDK поставляется в 32- и 64-разрядной версиях. Я настоятельно советую использовать 32-разрядную версию независимо от разрядности вашей системы. 64-разрядная версия не взаимодействует с некоторыми приложениями.

*
Рис. 4. Основная страница установки SDK в Microsoft Download Center

*
Рис. 5. Установка Speech SDK

Вам не нужно ничего, кроме одного файла .msi под x86 (для 32-разрядных систем). Выбрав этот файл и щелкнув кнопку Next, вы можете запустить программу установки прямо отсюда. Речевые библиотеки не дают особой обратной связи насчет того, когда установка закончена, поэтому не ищите никаких сообщений об успешном завершении.

Далее вы должны установить исполняющую среду. Найдя основную страницу и щелкнув кнопку Next, вы увидите варианты, показанные на рис. 6.

*
Рис. 6. Установка исполняющей среды

Крайне важно выбрать ту же версию платформы (в демонстрации — 11) и разрядность (32 [x86] или 64 [x64]), что и у SDK. И вновь я настоятельно советую 32-разрядную версию, даже если вы работаете в 64-разрядной системе.

Затем можно установить распознаваемый язык (recognition language). Страница скачивания приведена на рис. 7. В демонстрационной программе используется файл MSSpeech_SR_en-us_TELE.msi (English-U.S.). SR расшифровывается как распознавание речи (speech recognition), а TELE — как телефония; это означает, что распознаваемый язык предназначен для работы с низкокачественным аудиовходом, например от телефона или настольного микрофона.

*
Рис. 7. Установка распознаваемого языка

Наконец, вы можете установить язык и голос для синтеза речи. Страница скачивания приведена на рис. 8. Демонстрационная программа использует файл MSSpeech_TTS_en-us_Helen.msi. TTS (text-to-speech), по сути, является синонимом синтеза речи (speech synthesis). Обратите внимание на два доступных голоса English, U.S. Есть и другие голоса English, но не U.S. Создание файлов языка синтеза — задача весьма сложная. Однако можно приобрести и установить другие голоса от множества компаний.

*
Рис. 8. Установка голоса и языка синтеза

Любопытно, что, хотя язык распознавания речи и голос/язык синтеза речи на самом деле являются совершенно разными вещами, оба пакета являются вариантами на одной странице скачивания. Download Center UI позволяет отметить как язык распознавания, так и язык синтеза, но попытка одновременной их установки оказалась для меня катастрофичной, поэтому я рекомендую устанавливать их по отдельности.

Сравнение Microsoft.Speech с System.Speech

Если вы новичок в распознавании и синтезе речи для Windows-приложений, вы можете легко запутаться в документации, потому что существует несколько речевых платформ. В частности, помимо библиотеки Microsoft.Speech.dll, используемой демонстрационными программами в этой статье, есть библиотека System.Speech.dll, являющаяся частью операционной системы Windows. Эти две библиотеки похожи в том смысле, что их API почти, но не полностью идентичны. Поэтому, если вы отыскиваете примеры обработки речи в Интернете и видите фрагменты кода, а не полные программы, то совершенно не очевидно, относится данный пример к System.Speech или Microsoft.Speech.

Если вы новичок в обработке речи, используйте для добавления поддержки речи в .NET-приложение библиотеку Microsoft.Speech, а не System.Speech.

Хотя обе библиотеки имеют общую основную кодовую базу и похожие API, они определенно разные. Неокторые ключевые различия суммированы в табл. 1.

Табл. 1. Основные различия между Microsoft.Speech и System.Speech

Microsoft.Speech.dllSystem.Speech.dll
Требует отдельной установкиЧасть ОС (Windows Vista+)
Можно паковать с приложениямиНе подлежит редистрибуции
Требует конструирования объектов GrammarИспользует объекты Grammar или свободную диктовку
Без обучения пользователемОбучение под конкретного пользователя
API с управляемым кодом (C#)API с неуправляемым кодом (C++)

System.Speech DLL — часть ОС, поэтому она установлена в каждой системе Windows. Microsoft.Speech DLL (и связанные с ней исполняющая среда и языки) нужно скачивать и устанавливать в систему. Распознавание с применением System.Speech обычно требует обучения под конкретного пользователя, когда пользователь начитывает какой-то текст, а система учится понимать произношение, свойственное этому пользователю. Распознавание с применением Microsoft.Speech работает сразу для любого пользователя. System.Speech может распознавать практически любые слова (это называет свободной диктовкой). Microsoft.Speech будет распознавать лишь те слова и фразы, которые имеются в объекте Grammar, определенном в программе.

Добавление поддержки распознавания речи к приложению Windows Forms

Процесс добавления поддержки распознавания и синтеза речи к приложению Windows Forms или WPF похож на таковой для консольного приложения. Чтобы создать демонстрационную программу, показанную на рис. 2, я запустил Visual Studio, создал новое приложение C# Windows Forms и переименовал его в WinFormSpeech.

После загрузки кода шаблона в редактор я добавил ссылку на файл Microsoft.Speech.dll в окне Solution Explorer — так же, как я сделал это в консольной программе. В верхней части исходного кода я удалил ненужные выражения using, оставив только ссылки на пространства имен System, Data, Drawing и Forms. Затем добавил два выражения using для пространств имен Microsoft.Speech.Recognition и System.Globalization.

Демонстрация на основе Windows Forms не использует синтез речи, поэтому я не ссылаюсь на библиотеку Microsoft.Speech.Synthesis. Добавление синтеза речи в приложение Windows Forms осуществляется точно так же, как и в консольном приложении.

В Visual Studio в режиме проектирования я перетащил на Form элементы управления TextBox, CheckBox и ListBox. Дважды щелкнул CheckBox, и Visual Studio автоматически создал скелет метода-обработчика событий CheckChanged.

Вспомните, что демонстрационная консольная программа сразу же начинала прослушивать произносимые команды и продолжала делать это вплоть до своего завершения. Этот подход можно применить и в приложении Windows Forms, но вместо него я решил дать возможность пользователю включать и выключать распознавание речи с помощью элемента управления CheckBox (т. е. с помощью флажка).

Исходный код в файле Form1.cs демонстрационной программы, где определен частичный класс, представлен на рис. 9. Объект механизма распознавания речи объявляется и создается как член Form. В конструкторе Form я подключаю обработчик событий SpeechRecognized, а затем создаю и загружаю два объекта Grammars:

public Form1()
{
  InitializeComponent();
  sre.SetInputToDefaultAudioDevice();
  sre.SpeechRecognized += sre_SpeechRecognized;
  Grammar g_HelloGoodbye = GetHelloGoodbyeGrammar();
  Grammar g_SetTextBox = GetTextBox1TextGrammar();
  sre.LoadGrammarAsync(g_HelloGoodbye);
  sre.LoadGrammarAsync(g_SetTextBox);
  // sre.RecognizeAsync() находится
  // в обработчике события CheckBox
}

Рис. 9. Добавление поддержки распознавания речи в Windows Forms

using System;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Windows.Forms;
using Microsoft.Speech.Recognition;
using System.Globalization;
namespace WinFormSpeech
{
  public partial class Form1 : Form
  {
    static CultureInfo ci = new CultureInfo("en-us");
    static SpeechRecognitionEngine sre =
      new SpeechRecognitionEngine(ci);

    public Form1()
    {
      InitializeComponent();

      sre.SetInputToDefaultAudioDevice();
      sre.SpeechRecognized += sre_SpeechRecognized;
      Grammar g_HelloGoodbye = GetHelloGoodbyeGrammar();
      Grammar g_SetTextBox = GetTextBox1TextGrammar();
      sre.LoadGrammarAsync(g_HelloGoodbye);
      sre.LoadGrammarAsync(g_SetTextBox);
      // sre.RecognizeAsync() находится
      // в обработчике события CheckBox
    }

    static Grammar GetHelloGoodbyeGrammar()
    {
      Choices ch_HelloGoodbye = new Choices();
      ch_HelloGoodbye.Add("hello");
      ch_HelloGoodbye.Add("goodbye");
      GrammarBuilder gb_result =
        new GrammarBuilder(ch_HelloGoodbye);
      Grammar g_result = new Grammar(gb_result);
      return g_result;
    }

    static Grammar GetTextBox1TextGrammar()
    {
      Choices ch_Colors = new Choices();
      ch_Colors.Add(new string[] { "red", "white", "blue" });
      GrammarBuilder gb_result = new GrammarBuilder();
      gb_result.Append("set text box 1");
      gb_result.Append(ch_Colors);
      Grammar g_result = new Grammar(gb_result);
      return g_result;
    }

    private void checkBox1_CheckedChanged(
      object sender, EventArgs e)
    {
      if (checkBox1.Checked == true)
        sre.RecognizeAsync(RecognizeMode.Multiple);
      else if (checkBox1.Checked == false) // выключено
        sre.RecognizeAsyncCancel();
    }

    void sre_SpeechRecognized(
      object sender, SpeechRecognizedEventArgs e)
    {
      string txt = e.Result.Text;
      float conf = e.Result.Confidence;

      if (conf < 0.65) return;

      this.Invoke(new MethodInvoker(() =>
      { listBox1.Items.Add("I heard you say: " +
        txt); })); // специфика WinForm

      if (txt.IndexOf("text") >= 0 && txt.IndexOf("box") >=
        0 && txt.IndexOf("1")>= 0)
      {
        string[] words = txt.Split(' ');
        this.Invoke(new MethodInvoker(() =>
        { textBox1.Text = words[4]; })); // специфика WinForm
      }
    }
  } // Form
} // ns

Я мог бы создать два объекта Grammar напрямую, как в консольной программе, но вместо этого, что сделать код чуточку понятнее, определил два вспомогательных метода (GetHelloGoodbyeGrammar и GetTextBox1TextGrammar), которые и выполняют эту работу.

Заметьте, что конструктор Form не вызывает метод RecognizeAsync, а значит, распознавание речи не будет активно сразу после запуска приложения.

Вспомогательный метод GetHelloGoodbyeGrammar следует тому же шаблону, описанному ранее в этой статье:

static Grammar GetHelloGoodbyeGrammar()
{
  Choices ch_HelloGoodbye = new Choices();
  ch_HelloGoodbye.Add("hello"); // должен быть массивом!
  ch_HelloGoodbye.Add("goodbye");
  GrammarBuilder gb_result =
    new GrammarBuilder(ch_HelloGoodbye);
  Grammar g_result = new Grammar(gb_result);
  return g_result;
}

Аналогично вспомогательный метод, который создает объект Grammar для присваивания текста элементу управления TextBox в Windows Forms, не несет никаких сюрпризов:

static Grammar GetTextBox1TextGrammar()
{
  Choices ch_Colors = new Choices();
  ch_Colors.Add(new string[] { "red", "white", "blue" });
  GrammarBuilder gb_result = new GrammarBuilder();
  gb_result.Append("set text box 1");
  gb_result.Append(ch_Colors);
  Grammar g_result = new Grammar(gb_result);
  return g_result;
}

Этот вспомогательный метод будет распознавать фразу «set text box 1 red». Однако пользователь не обязан точно проговаривать эту фразу. Например, он мог бы произнести: «Please set the text in text box 1 to red», и механизм распознавания речи все равно опознал бы фразу как «set text box 1 red» — пусть и с более низким значением достоверности, чем при точном совпадении с шаблоном Grammar. Другими словами, создавая объекты Grammar, вы не обязаны принимать во внимание все вариации фразы. Это радикально упрощает использование распознавания речи.

Обработчик событий для CheckBox определен так:

private void checkBox1_CheckedChanged(
  object sender, EventArgs e)
{
  if (checkBox1.Checked == true)
    sre.RecognizeAsync(RecognizeMode.Multiple);
  else if (checkBox1.Checked == false) // выключено
    sre.RecognizeAsyncCancel();
}

Объект механизма распознавания речи, sre (speech recognition engine), всегда существует в течение всего срока жизни приложения Windows Forms. Этот объект активируется и деактивируется вызовами методов RecognizeAsync и RecognizeAsyncCancel, когда пользователь соответственно переключает CheckBox.

Определение обработчика событий SpeechRecognized начинается с:

void sre_SpeechRecognized(
  object sender, SpeechRecognizedEventArgs e)
{
  string txt = e.Result.Text;
  float conf = e.Result.Confidence;
  if (conf < 0.65) return;
...

Помимо более-менее постоянно используемых свойств Result.Text и Result.Confidence, объект Result имеет несколько других полезных, но более сложных свойств, которые вы, возможно, захотите исследовать; например, Homophones и ReplacementWordUnits. Кроме того, механизм распознавания речи предоставляет несколько полезных событий вроде SpeechHypothesized.

Обработчик событий завершается таким кодом:

...
  this.Invoke(new MethodInvoker(() =>
    { listBox1.Items.Add("I heard you say: " + txt); }));

  if (txt.IndexOf("text") >= 0 &&
    txt.IndexOf("box") >= 0 && txt.IndexOf("1")>= 0)
  {
    string[] words = txt.Split(' ');
    this.Invoke(new MethodInvoker(() =>
    { textBox1.Text = words[4]; }));
  }
}

Распознанный текст выводится в ListBox, используя делегат MethodInvoker. Поскольку распознаватель речи выполняется в другом потоке, отличном от UI-потока Windows Forms, попытка прямого доступа к ListBox наподобие:

listBox1.Items.Add("I heard you say: " + txt);

закончится неудачей и приведет к генерации исключения. Альтернатива делегату MethodInvoker — применение делегата Action:

this.Invoke( (Action)( () =>
  listBox1.Items.Add("I heard you say: " + txt)));

Теоретически, в этой ситуации использование делегата MethodInvoker чуть эффективнее, чем Action, так как MethodInvoker является частью пространства имен Windows.Forms, а значит, специфичен для приложений Windows Forms. Делегат Action более универсален. Этот пример показывает, что вы можете полностью манипулировать приложением Windows Forms через механизм распознавания речи — это невероятно мощная и полезная возможность.

Заключение

Информация, представленная в этой статье, должна дать вам возможность сразу же приступить к работе, если вы хотите исследовать синтез и распознавание речи в .NET-приложениях. Освоение самой технологии не составляет особого труда, как только вы минуете ухабы начального обучения и установки компонентов. Настоящая проблема в синтезе и распознавании речи — понимание того, когда это действительно полезно.

В случае консольных программ вы можете создавать интересные взаимные диалоги, где пользователь задает вопрос, а программа отвечает, в результате чего вы, по сути, получаете среду, подобную Cortana. Вы должны соблюдать некоторую осторожность, потому что, когда речь исходит из динамиков вашего компьютера, она будет подхвачена микрофоном и может быть распознана снова. Я сам попадал в довольно забавные ситуации, где задавал вопрос, приложение распознавало его и отвечало, но произносимый ответ инициировал следующее событие распознавания, и в итоге я получал смешной бесконечный речевой цикл.

Другое возможное применение речи в консольной программе — распознавание команд вроде «Launch Notepad» и «Launch Word». Иначе говоря, такая консольная программа может использоваться на вашем компьютере для выполнения действий, которые в ином случае потребовали бы множества манипуляций с клавиатурой и мышью.

Автор: Джеймс Маккафри  •  Иcточник: msdn.microsoft.com  •  Опубликована: 01.10.2015
Нашли ошибку в тексте? Сообщите о ней автору: выделите мышкой и нажмите CTRL + ENTER
Теги:   .Net.


Оценить статью:
Вверх
Комментарии посетителей RSS

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь или войдите с учетной записью социальной сети.