От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630

OSzone.net » Железо » Мультимедиа » Акустика » От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630
Автор: V_A_N
Иcточник: Ferra.ru
Опубликована: 20.03.2007

Истинный Hi-Fi объединяет не только схожую по звучанию акустику, но и системы, характер воспроизведения звука которых существенно отличается. И дело даже не в выходе за рамки довольно старого стандарта (где в лучшую сторону, а где и в худшую). Просто слух у людей существенно различается. К тому же сказываются индивидуальные предпочтения: кто-то любит звучание помягче, покомфортнее, а кто-то ценит максимальную натуралистичность. Фирмы-производители, прорывающиеся на горячий рынок Hi-Fi (или утверждающиеся на первых позициях), стараются предугадать наиболее массовое пристрастие. 

MLab3630 01

5.0-комплект Microlab V3630

Позвольте представить

Как уверяет российский сайт компании, Microlab Technology была создана в 1998 году в результате слияния двух производственных компаний: американской International Microlab и китайской Shenzhen Microlab Technology. Специализация – производство акустических систем и компьютерной периферии.

Отмечу ключевые моменты истории компании

2001 год. Активная стереопараSolo-1 производит фурор на рынке мультимедиаакустики.

2003 год. На должность главного консультанта в области исследований и разработок Microlab Technology приглашает всемирно известного специалиста в области акустики Питера Ларсена.

2004 год. Стремительное завоевание рынков Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего и Дальнего Востока. Компания Microlab Technology покупает землю в Шэньчжэне (Китай) для строительства технопарка общей площадью офисно-производственных помещений 150000 кв. м.

2005 год. Microlab Technology становится крупнейшим мировым производителем акустических систем класса Stereo, 2.1 и 5.1 и компьютерной периферии. Продукция, представленная более чем в 40 странах мира, разрабатывается ведущими специалистами в области дизайна и акустики; осуществляется строжайший контроль качества. Компания обладает 19 международными наградами и сертификатами качества. Основными направлениями работы, помимо производства, по-прежнему остаются исследования и инновационные технологии. В России открыт 71 сервисный центр Microlab для наиболее слаженного и быстрого осуществления гарантийного обслуживания продукции. Компания Nevada, эксклюзивный дистрибьютор Microlab на территории РФ, открывает 15 представительств.

2006 год. Развитие «компьютерных» моделей 5.1 со встроенным усилителем в полноценную акустику для домашнего театра от начального уровня и выше. Выход на рынок пассивных Hi-Fi-систем. Наращивание производства многоканальных ресиверов. 

MLab3630 x1

Новейшая активная 5.1-система Microlab H-600


MLab3630 x2

Флагманская модель комплекта 5.0 пассивной Hi-Fi-акустики V3650

Упаковка и комплектация

Тестируемый комплект Microlab V3630 упаковывается в три здоровенные коробки: раздельно для левого и правого фронтов, и одна общая для центра и тыловых колонок (тут же акустические кабели, привинчиваемые опорные плиты фронта, саморезы и шипы).

Спецификация

(по сведениям производителя)

 

Фронт

Центр

Тыл

Частотный диапазон, Гц

42…20000*

75…20000*

75…20000*

Габариты (ВхШхГ), мм

1160х148х360

148х420х170

270х148х170

Количество полос

3

2

2

Динамики

8”+4”x4”+1”

2x4”+1”

4”+1”

Разделение полос, Гц

220, 2300

2500

2500

Максимальная рекомендованная мощность, Вт

100

50

30

Чувствительность, дБ

88

88

88

Сопротивление, Ом

4

4

4

Магнитное экранирование

да

да

да

Масса одной колонки, кг

21,9

4,9

3,1

* - ожидаемая неравномерность +/- 3 дБ



Технические решения

Согласно просочившейся информации, к разработке модели Microlab V3630 приложил руку (и ухо?) лично гуру Питер Ларсен. Отлично! Тем интереснее устроить тест с пристрастием.

Конструкцию корпусов V3630 можно лицезреть на фото, приведённом выше. Фронтальные колонки имеют акустическое оформление с фазоинвертором, расположенным сзади внизу. Порт фазоинвертора цилиндрический, не профилированный, с пластиковым подобием сетки. Остальные колонки данного комплекта выполнены по схеме Closed Box.

Фронтальная система красиво уплощена за счёт сильной вытяжки в глубину, а низкочастотный динамик расположен сбоку (симметрия право-лево соблюдается). Подвес довольно жёсткий, но ход большой. Диффузор либо выполнен из чего-то полимерного, либо целлюлоза крепко пропитана-обработана каким-то хитрым покрытием. 

MLab3630 02

Среднечастотные динамики одинаковы для всех колонок комплекта. Мудрое решение! Синтетический, белого цвета материал диффузора по структуре напоминает кевлар. Подвес довольно мягкий, из подобия каучука. 

MLab3630 03

Высокочастотные динамики с куполом из ткани тоже вроде бы одинаковые (на фронтах, кажется, пропитка почернее). 

MLab3630 04

С тыльной части пищалки снабжены металлическим радиатором с оребрением по принципу лучей звезды. 

MLab3630 05

Судя по всему, среднечастотные динамики имеют магнитное экранирование. Примечательно, что на каждом красуется фирменная этикетка с указанием номера модели и сопротивления динамической головки. 

MLab3630 06

Да!!! Накидные клеммы отсутствуют как класс. Все провода основательно припаяны к динамикам! Это уже настоящий Hi-Fi.

Во всех колонках тестируемого комплекта реализованы нетривиальные кроссоверы. На высокочастотных фильтрах стоят неплохие конденсаторы (два по 4,7 мкФ, очевидно, в параллель) и катушки с воздушным сердечником. Проводка во фронтальной колонке сделана толстенным медным кабелем. Кроссоверы тыловых колонок выглядят поскромнее, включая конденсаторы. О качестве можно судить по фото. 

MLab3630 07

Кроссовер фронта


MLab3630 08

MLab3630 09

Кроссовер центра


MLab3630 10

Кроссовер тыла

Возможность подключения по Bi-Wiring|Amping не предусмотрена. Клеммы центральной и тыловых колонок откровенно скромны.

MLab3630 11

MLab3630 12

Благодаря рациональным габаритам и массе как центральной, так и тыловых колонок пристроить акустику в домашней обстановке не составит труда. Тёмная отделка колонок неплохо смотрится практически в любом интерьере. 

MLab3630 13


MLab3630 14

Тыловик V3630 (вверху)


MLab3630 x3

Одетые в гриль колонки Microlab V3630 смотрятся не столь впечатляюще. У фронтов с тыльной части предусмотрен крепёж снятых грилей. Кстати, рамка гриля – из гибкой пластмассы, защёлки и пазы тоже. А вот пыльники басовиков сделаны по старинке, с ломкими защёлками.

Наконец, шипы для фронтальных колонок. Шипы немаленького размера, выточены из металла и отшлифованы. Острие таково, что под воздействием 20 с лишним кг (вес колонки) проткнёт любой линолеум, а в любом деревянном покрытии выдавит дыры. Подпятников же в комплекте, увы, нет. Сначала пытался приспособить монеты. Дико неудобно – шипы скользят, съезжают. В одиночку колонки без риска исковырять пол не поставить. Потом в ход пошли старые подмётки, но хрупкий материал не выдерживал нагрузки. Пришлось бежать к знакомому токарю по нержавейке с пузырём огненной воды. Виброразвязка от пола с помощью настоящих шипов – дело полезное. Пусть не волшебная палочка, но и не мыльный пузырь. 

MLab3630 15


MLab3630 16

Комплектный кабель для фронтов внушает доверие



Измерения

АЧХ оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещении ~50 кубических (20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались.

Начнём со стандартизированных измерений, приведя на одном графике АЧХ фронтальной, центральной и тыловой колонок. Как видим, наибольшей чувствительностью обладает колонка центрального канала. Неравномерность АЧХ минимальна, частотный баланс по меркам центра чуть ли не идеальный (разве что чуть переборщили с ВЧ за 10 кГц). АЧХ фронта имеет очевидную «раскраску»: подъём на НЧ и ВЧ – дело обычное даже для Hi-Fi, а вот вспученность от 1 до 3 кГц явно даст звучание, что называется, на «вкус и цвет товарища нет». Меньше всего оптимизма вызывают колонки тыловых каналов: болтанка от 200 Гц до 2 кГц и спад на ВЧ довольно коварны, и, вероятно, будут заметны на слух. 

MLab3630 i1 resize

Оценим направленность фронтальной колонки. Во время данных измерений колонка была отодвинута от стен на расстояние более 1 метра и поворачивалась на 30 и 60 градусов относительно неподвижного микрофона. На вылезший на 375 Гц пик пока не обращаем внимания, пристально глядя на область частот выше 1 кГц. Отклонение в пределах 30 градусов приводит к небольшому снижению самых высоких (10 кГц) частот. Следовательно, фронт можно считать ненаправленным (отсюда прогнозируется большая площадь выраженного стереоэффекта).  

MLab3630 i2 resize

По ходу сравним АЧХ левой и правой фронтальных колонок, дополнив поле графика измерением частотного отклика на расстоянии 10 см от басового динамика. 

MLab3630 i3 resize

Теперь сравним АЧХ, снятые в ближнем и дальнем поле. Фронт – в первую очередь. Увы, помещение не рассосало опасную вспученность на 1…4 кГц. Зато высоких частот ничуть не убавилось относительно остальных частотных составляющих. Видать, пищалка сильно дальнобойная! 

MLab3630 i4 resize

Далее сравним АЧХ для колонки центрального канала. Хм-м-м… Удаление на 2 метра в области частот до 1 кГц сказывается негативно, однако на более высоких частотах всё распрекрасно. 

MLab3630 i5 resize

Наконец, тыловая колонка. Удаление на 2 метра только усугубило и без того безрадостную АЧХ.

MLab3630 i6 resize

Перейдём к импедансу. Опытному эксперту отчетливо видно, что фазоинвертор фронта настроен на 47 Гц. Пониженный импеданс на самых низких частотах потребует сильного по току усилителя. В целом импеданс всех колонок комплекта не опускается ниже 5 Ом (отличный результат для заявленного номинала 4 Ом), за исключением тыла, проседающего до 3,5 Ом на 4 кГц.

MLab3630 i7 resize

У всех колонок тестируемого комплекта фаза импеданса гуляет аж до -60 градусов. Как известно, отрицательный угол сдвига фаз (т.е. когда ток опережает напряжение) обусловлен ёмкостными свойствами нагрузки. Тогда как положительный угол сдвига фаз (т.е. когда ток отстаёт от напряжения) вызван индуктивными свойствами нагрузки. Повышенная ёмкостная нагрузка, конечно, не означает, что усилители откажутся работать с данными колонками. Просто не каждый усилитель справится с такой нагрузкой без ухудшения звучания.

MLab3630 i8 resize


Двухмерное отображение одновременно модуля импеданса и фазы импеданса от частоты называется графиком Боде. Строго говоря, рисование только модуля без фазы (и наоборот) не корректно, так как не позволяет выполнить адекватный анализ.

Что можно «прочитать» по графикам Боде?

Чем больше разнесены горбы в низкочастотной области, тем ниже настройка порта фазоинвертора (при адекватном объёме корпуса для данного динамика).

Резонансы в акустическом оформлении. Если импеданс АС измерен с хорошим разрешением по частоте, то они всегда видны на графиках в виде «засечек» или, в особо криминальных случаях, в виде «кольев».

Самое важное, что можно понять из графика Боде, это насколько тяжела будет нагрузка для усилителя. Поскольку импеданс почти любой АС имеет нешуточную реактивную составляющую, текущий ток будет либо отставать от напряжения сигнала, либо опережать его на фазовый угол. Самый худший случай, когда фазовый угол составляет 90 градусов, тогда от усилителя требуется выдать максимальный ток, в то время как напряжение сигнала стремится к нулю. Поэтому знание «паспортных» номиналов (например, 8 или 4 Ом) мало чего говорит. В зависимости от фазового угла импеданса, который будет на каждой частоте разным, те или иные АС могут оказаться «не по зубам» некоторым усилителям. Кстати, понятие «номинального» сопротивления для акустических систем не стандартизировано, и каждая фирма выводит заветное значение, исходя из своих прикидок.

Не буду загружать вам мозг с законом Ома. Из практики известно, чем меньше сопротивление колонки, тем громче она орёт (при прочих равных условиях). А вот какой кровью усилителю даётся эта громкость – вопрос отдельный. Когда мы выставляем на усилителе желаемый уровень громкости, то задаём некий требуемый коэффициент усиления (как правило, по напряжению). Сможет ли усилитель обеспечить этот коэффициент или нет – нас мало волнует, а зря. Как известно, от напряжения без тока ни жарко ни холодно. А ток течёт через что? Правильно, только через нагрузку! Кстати, существуют ещё усилители тока, но дуговая сварка не входит в тему звука… Обратите внимание: в характеристиках усилителя порядочные фирмы указывают отдельно выходную мощность для 8 Ом и для 4 Ом. Разница нарисовывается где-то раза в полтора (например, 80 Вт и 120 Вт). То есть на меньшем сопротивлении колонки честный усилитель, согласно неумолимому закону Ома, поневоле высаживает гораздо большую мощность. При этом искажения при полуторной мощности возрастают эдак раза в три. В этом отличие акустической системы от электрического нагревателя: у последнего чем больше сопротивление, тем сильнее греет. Получается, усилитель за счёт увеличения тока должен всадить в колонку на отдельных частотах больше мощности прямо пропорционально снизившемуся сопротивлению. Но откуда усилитель эту мощность возьмёт? Слаботочному усилителю с хилым запасом по питанию требуемую мощность взять неоткуда. Такой усилитель начнёт проседать и плодить искажуху. Хорошо, если указываемое производителем номинальное сопротивление равно минимальному импедансу на какой-то там частоте. В противном случае «номиналу» грош цена.

Итак, какова же последовательность анализа графика Боде. Одновременно смотрим на:

  1. минимальное значение амплитуды импеданса;
  2. опасные сочетания низких значений импеданса с высокими фазовыми углами.

Пробежав глазами весь график, отмечаем, где фазовый угол отклоняется на более чем +/-40 градусов при падении импеданса ниже 5 Ом. Это и есть самые проблемные (для усилителя) области частот.

Во вторую итерацию «пробежки» по графикам визуально выделяем области минимального импеданса. И если тут фаза кувыркается очень резко с плюса на минус, превышая в сумме примерно 60 градусов, то получаем вторые проблемные области частот.

Очень резкие пики сами по себе не так страшны, но могут свидетельствовать о незадемпфированном резонансе. Если же пик импеданса огромен по величине наряду с близлежащим провалом до минимума, получим третьи проблемные области частот.

Напоследок напомню, что минимумы импеданса на краях частотного диапазона ничего хорошего не предвещают. Без усилителя с высокотоковыми выходными каскадами тут не обойтись.

Если сравнить частотные отклики недавно протестированного Sven 780 и Microlab 3630, снятые в дальнем поле, выявится существенное различие. Безусловно, помещение сильно влияет на частотный отклик. Однако на практике влияние получается разным для разных акустических систем. Например, если соорудить подобие линейного массива, применяемого в концертной акустике в целях повышения «дальнобойности», то удаление от колонки будет сказываться на частотном отклике совсем иначе, чем в случае обычной акустики. То есть если акустика «дальнобойна», помещение вмешивается меньше. 

MLab3630 i9 resize

Как видим, частотный отклик Sven при удалении на 2 метра выгладился на всех частотах, за исключением баса, где произошла трансформация с довольно приемлемыми последствиями. Тогда как фронт тестируемого Microlab проявил более «дальнобойные» качества, причём с концентрацией на средних частотах. А на одном метре, соответствующем ничего не предвещающей стандартной АЧХ, большую акустику слушать никто не будет. Так что модель 3630 лучше эксплуатировать в подзаглушенной комнате, отодвигаясь на расстояние не менее трёх метров при установке фронтальных колонок параллельно друг другу.

Под занавес сравним АЧХ, измеренные разными методами в совершенно одинаковых условиях.

MLab3630 i10 resize

Импульсный метод: АЧХ с учётом влияния помещения и без


MLab3630 i11 resize

Метод скользящего синуса: АЧХ и гармонические искажения

Сравнивая данные графики, приходим к выводу, что выше ~1 кГц результаты не имеют значимых отличий. От 1 кГц до 200 Гц возможны расхождения, по большей части не принципиальные. Однако ниже 200 Гц классический метод не позволяет избавиться от влияния помещения (как следствие, завышенные значения АЧХ), посему не исключена неадекватная трактовка. Кстати, оценка искажений затруднена дребезгом мебели в реальном помещении. Метод скользящего синуса более подходит для измерений в дальнем поле, при которых избавляться от влияния типичного помещения было бы нелогичным.



Экспертное прослушивание

В качестве «референса» использовались следующие акустические системы: