GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами. Обзор и тестирование новинки от NVIDIA

OSzone.net » Железо » Видео » nVidia » GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами. Обзор и тестирование новинки от NVIDIA
Автор: Алексей Бессараб
Иcточник: Ferra.ru
Опубликована: 10.02.2009

После невнятных переименований старых продуктов компания NVIDIA наконец-то выпустила летом 2008 года видеокарты нового поколения на базе GT200, которые оказались в полтора раза производительней предшественников. Анонс решений AMD оказался не менее значимым, и калифорнийская компания через пару месяцев представила обновленную карту GeForce GTX 260, снизив к этому времени цены на новую линейку видеоадаптеров.

Итак, какие же изменения были внесены для повышения конкурентоспособности младшего представителя видеокарт новой серии GeForce? В нашей статье о новых решениях мы уже описывали архитектуру графического процессора GT200, который состоит из десяти TPC-кластеров (Texture Processing Clusters) и восьми широких блоков растеризации (ROP), способных выводить по четыре пиксела за такт (всего 32). Каждый кластер имеет по 24-потоковых процессора и восемь TMU в каждом, что дает в сумме 240 стрим-процессоров и 80 текстурных блоков, но для GeForce GTX 260 было задействовано лишь восемь кластеров TPC и семь широких ROP. Естественно, 192 потоковых процессоров, 64 TMU и 28 блоков растеризации сказались на производительности. Кроме того, чип GT200 поддерживает 512-битный доступ к памяти типа GDDR3 с общим объемом 1024 МБ, но для данной видеокарты шина была урезана до 448 бит, а объем памяти составляет всего 896 МБ. Рабочие частоты также были скорректированы на уменьшение: 576/1242 МГц и 1998 МГц против 602/1296 МГц и 2214 МГц, чип/стрим-процессоры и память соответственно. Но этого оказалось недостаточно для демонстрации сходной с Radeon HD 4870 1GB производительности, и количество TPC-кластеров было увеличено до девяти штук, что дало 216 потоковых процессоров и 72 текстурных блока, функционирующие на все тех же 576/1242 МГц. Частота и шина памяти остались без изменения, как и количество ROP.

В качестве представителя новой ревизии GeForce GTX 260 на тестирование попала карта от XFX из серии Black Edition, отличительной стороной которой являются повышенные рабочие частоты. Оппонентом выступал акселератор производства Zotac на базе GT200 со 192 потоковыми процессорами и заводским разгоном. Все характеристики адаптеров занесены в таблицу:

Видеоадаптер

XFX GF GTX260 666M 896MB DDR3 Black (GeForce GTХ 260 rev.2)

Zotac GeForce GTX260 AMP! 896MB DDR3 (GeForce GTХ 260)

GeForce GTХ 280

Ядро

GT200

GT200

GT200

Техпроцесс, нм

65

65

65

Количество потоковых процессоров

216

192

240

Количество текстурных блоков

72

64

80

Количество блоков рендеринга

28

28

32

Частота ядра (номинал), МГц

666 (576)

650 (576)

602

Частота шейдерного домена (номинал), МГц

1400 (1246)

1400 (1246)

1296

Шина памяти, бит

448

448

512

Тип памяти

GDDR3

GDDR3

GDDR3

Объём памяти, МБ

896

896

1024

Частота памяти (номинал), МГц

2300 (1998)

2100 (1998)

2214

Поддерживаемая версия DirectX

10

(576)

10

Интерфейс

PCI Express 2.0

PCI Express 2.0

PCI Express 2.0

Уровень энергопотребления, Вт

236

182

236

Осматриваем видеокарты

XFX GF GTX260 666M 896MB DDR3 Black

Продукция компании XFX не раз рассматривалась на страницах нашего сайта, но видеокарта серии Black Edition попала к нам впервые. Особенностью данной серии являются повышенные рабочие частоты, которые даже выше, чем у представителей линейки XXX этого производителя.

Карта XFX GF GTX260 666M 896MB DDR3 Black поставляется в черной коробке с надписью Black Edition, выполненной в стиле диско – смотрится как-то необычно, скорее, даже непривычно. Для надписи в таком случае подошло бы что-нибудь готическое.

*

Комплект поставки содержит следующее:

*

Конечно, комплект поставки уже не такой, какой был лет пять назад, например, с видеокартами среднего уровня, но лучше, чем могут предложить сейчас некоторые производители. Игра Far Cry 2 и бенчмарк 3DMark Vantage лишними явно не будут, плюс имеются все необходимые переходники для подключения акселератора к различным приемникам видеосигнала. Подобный набор можно назвать стандартным для карт ценового диапазона 250-500 долларов.

*
*

Дизайн видеоадаптера на базе GeForce GTX 260 второй ревизии не претерпел никаких изменений по сравнению с решениями на GT200 и все так же выглядит «грозно и мощно». Единственное, что выделяет XFX GF GTX260 666M Black Edition на фоне конкурентов, так это фирменная наклейка на кулере, выполненная в том же стиле, что и оформление упаковки.

Для подключения мониторов на видеокарте присутствуют два Dual-Link DVI, а для телевизора имеется HDTV-выход с поддержкой HDCP. Возле периферийных разъемов сверху карты прикрыты резиновым колпачком два интерфейса MIO, благодаря которым можно объединить две или три карты в режиме SLI.

*

Система охлаждения также не изменилась и по конструкции повторяет двуслотовые кулеры, которые использовались еще на GeForce 8800: алюминиевое основание охлаждает память и силовые элементы, а медный сердечник посредством тепловых трубок передает тепло тонким алюминиевым трубкам, которые продуваются турбиной. Из-за расположения части памяти на обратной стороне платы кулер GeForce GTX 260 обзавелся алюминиевой пластиной-крышкой, которая охлаждает память. Большим минусом крышки является ее крепление: не только болтиками, но и защелками по краям кожуха СО (при разборке системы можно попортить внешний вид видеокарты).

*

Уровень шума турбины низким не назовешь – все-таки это не тот продукт, который можно сделать тихим. Здесь важнее быстродействие, и шумовые характеристики топовых решений отходят на второй план. За счет высоких оборотов (около 2400 об/мин) турбины температура графического чипа при сильной нагрузке на видеокарту не поднималась выше 85 °C.

Учитывая, что при производстве видеокарт серии GeForce GTX 200 используется один и тот же GPU, но с различной функциональностью, дизайн PCB каждой модели акселератора ничем не отличается; GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами не стал исключением.

*
*

В связи с использованием 448-битной шины доступа к памяти в GeForce GTX 260 на плате распаяно четырнадцать микросхем памяти из рассчитанных шестнадцати. С питанием карты ничего не изменилось (на ней установлено два 6-контактных разъема питания).

Графический процессор G200 получил 103-й номер вместо старой «сотни», но, как и прежде, выполнен по технологическим нормам 65 нм. Для защиты от скола крупного кристалла на чип установлена защитная крышка-теплораспределитель.

*

Как и в первых моделях GeForce 8800 (которые были на базе G80) блок, отвечающий за внешние интерфейсы (два RAMDAC, два Dual Link DVI, HDMI, DisplayPort, HDTV), интегрирован в отдельный чип NVIO2, расположенный возле разъемов DVI.

*

В качестве памяти используются четырнадцать микросхем (по семь с каждой стороны платы) производства Hynix, рассчитанные на эффективные 2000 МГц (H5RS5223CFR-N0C). Общий объем составляет 896 МБ.

*

Рабочие частоты видеоадаптера составляют 666/1404 МГц (ядро и шейдерный домен) по чипу и 2300 МГц по памяти, что выше референсных на 90/158 и 302 МГц соответственно.

*

Несмотря на то, что карта уже была разогнана производителем почти до максимума, мы попробовали выжать еще пару мегагерц, тем самым достигнув 669/1404 МГц по чипу и 2520 МГц по памяти. И если графический процессор показал не лучший результат, то память оказалась с неплохим потенциалом.

Zotac GeForce GTX260 AMP! 896MB DDR3

Компания Zotac - уже не новичок на нашем рынке и за время своего присутствия успела зарекомендовать себя как производителя качественной продукции. Она не прекращает экспериментировать с разгоном и ее решения серии AMP! Edition имеют порой значительно более высокие частоты, чем у конкурентов. Как раз такая карта к нам и попала.

Акселератор Zotac GeForce GTX260 AMP! 896MB DDR3 на базе G200 со 192 потоковыми процессорами поставляется в желтой коробке, выполненной в фирменном стиле с изображением дракона. Кроме характеристик карты, на упаковке отмечено наличие в комплекте поставки игры GRID.

*

Комплект поставки оказался чуть поскромнее:

*

Видеокарта полностью выглядит, как рассмотренный выше адаптер от XFX, за исключением наклейки на кожухе системы охлаждения с изображением все того же дракона.

  *
*

Периферийные разъемы те же: два Dual-Link DVI и один HDTV. Также присутствуют два интерфейса MIO, позволяющие объединить карты в режиме SLI.

*

Конструкция кулера полностью повторяет референсную систему охлаждения. Температурный режим карты по сравнению с новой ревизией GeForce GTX 260 более щадящий и чип не нагревался выше 78 градусов Цельсия даже при разгоне. Естественно, скорость вращения турбины была ниже, чем у XFX GF GTX260 666M Black – всего 1734 об/мин.

Дизайн платы также референсный и все, что отличает старую карту, так это чип G200-100 со 192 потоковыми процессорами.

*

Используется даже такая же память производства Hynix с маркировкой H5RS5223CFR-N0C общим объемом 896 мегабайт.

*

А вот рабочие частоты видеоадаптера хоть и завышены относительно эталонных, но несколько ниже, чем у продукта от XFX: чип - 650/1400 МГц, память - 2100 МГц.

*

При разгоне карты от Zotac были достигнуты примерно те же результаты, что и у оппонента, а именно: 669/1458 МГц по чипу и 2430 по памяти. Шейдерный домен разогнался немного лучше, но насколько это повлияет на результат, мы увидим из тестовой части нашего обзора.

Тестирование

Тестовая конфигурация

Тестирование проводилось на следующем стенде:

Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1, которая настраивалась на максимальное быстродействие. Для видеокарт использовалась версия драйвера ForceWare 180.48. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты была активирована.

В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark'06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), недавно вышедший Far Cry 2 (встроенный бенчмарк) и бенчмарк Cryostasis TechDemo на базе игры «Анабиоз: Сон разума» от украинских разработчиков из Action Forms.

Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024 как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов, и 1600x1200 (кроме 3DMark'06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Very High, для Far Cry 2 и Cryostasis TechDemo использовались максимальные настройки. Кроме того, были задействованы сглаживание уровня 4х (AA4x) и анизотропная фильтрация 16х (AF16x) для Crysis и AA4x для Far Cry 2. В драйверах AA и AF не форсировались.

Хотя номинальные частоты рассматриваемых карт значительно отличаются, при разгоне GeForce GTX 260 старой ревизии мы получили примерно такие же значения, как и у нового акселератора с заводскими настройками. И именно эти частоты можно использовать для сравнения видеокарт с 192 и 216 потоковыми процессорами.

Результаты тестирования

3DMark’06

*

Синтетический пакет 3DMarke’06 оказался чувствителен к пропускной способности памяти и, возможно, к частоте шейдерного домена (у GeForce GTX 260 старой ревизии частота стрим-процессоров оказалась на 54 МГц выше, чем у новой), что сказалось на результатах. Для XFX GF GTX260 666M Black при разгоне также характерен значительный рост производительности за счет высокой частоты памяти.

3DMark Vantage

*

В 3DMark Vantage все зависит от мощи самого GPU и с разгоном Zotac GeForce GTX260 AMP! уже не может тягаться с картой на базе обновленного GT200.

Far Cry 2

*

*

*

*

Аналогичная ситуация и в игре Far Cry 2, только старая ревизия карты после поднятия частот уже вплотную приближается к акселератору на обновленном чипе, работающему в номинальном режиме. Отметим больший прирост производительности при разгоне Zotac GeForce GTX260 AMP!, чем у XFX GF GTX260 666M Black, за счет изначально более низких частот.

Cryostasis TechDemo

*

*

Cryostasis TechDemo, как и сама игра, в полной мере использует ускорение физических эффектов при помощи видеокарты, для чего в настройках панели управления NVIDIA необходимо активировать ускорение PhysX средствами GPU. Без включения этой опции падение производительности может быть троекратным, и даже хуже того. Явным аутсайдером в этом тесте оказался акселератор на базе чипа со 192 потоковыми процессорами на номинальной частоте.

Crysis

*

*

*

*

Игра Crysis также благосклонно относится к вычислительной мощности графического процессора. Но разница между обеими картами в Crysis, как и во всех играх, составляет всего один-два кадра, и вряд ли кто-то её заметит.

Вывод

Эпопея с перемаркировкой или выпуском новых решений под старым названием продолжается в том же духе, что и год назад. Компания NVIDIA в какой-то момент забыла о наличии на порядок меньших индексов и теперь предлагает карты с теми же названиями, но совершенно иными характеристиками. И тому пример GeForce GTX 260, который можно встретить как со 192 потоковыми процессорами, так и с 216. А ведь стоят они порой одинаково и отличить их можно лишь в том случае, если производитель хоть как-то отметил это в названии продукта. Что мешало калифорнийцам дать наименование типа GeForce GTX 265 или GeForce GTX 270? На это ответить могут лишь маркетологи компании. Что касается обновленных видеокарт GeForce GTX 260, то они процентов на 3-4 производительней старой ревизии, чего будет достаточно для конкуренции с Radeon HD 4870, послуживших причиной этих пересмотров.

Из рассмотренных нами видеокарт особо выделяется продукт от XFX, не только за счет своих характеристик, но и за комплекта поставки, в котором, кроме игры, можно найти ключ к тестовому пакету 3DMark Vantage. Но и карта от Zotac не менее интересна и при правильном ценообразовании каждое из этих решений найдет своего пользователя.


Ссылка: http://www.oszone.net/8769/GeForce_GTX_260