Ещё одна причина вытеснения внешними звуковыми картами внутренние, с интерфейсом PCI - это просто вымирание последних. Судите сами - практически все современные материнские платы имеют хороший интегрированный звук. Для игрушек, фильмов и MP3 его хватит за глаза. Но каким бы хорошим он ни был, это звук самого низшего уровня, предлагаемый вам бесплатно. Звуковые карты среднего класса типа Audigy 2, предлагаются только любителям компьютерных игр. И даже учитывая все преимущества, связываемые с подобными картами, покупка их едва ли становится оправданной на все 100%. Поэтому данный класс звуковых карт так же обречён на исчезновение. У нас остаются платы, рассчитанные на пользователя, который считает свой компьютер настоящим мультимедиа-центром и рабочей станцией. Он любит подключать к компьютеру домашнюю аналоговую технику, многоканальную акустику, микрофоны и т.д. Акустические системы класса 5.1 уже давно получили широкое распространение и начали помаленьку уступать 7.1-канальным. Для подключения 6-канальной и 8-канальной акустики надо использовать либо 3 и 4 соответственно 3.5-миллиметровых гнёзд, либо 6 или 8 соответственно RCA гнезд. Как ни стараются производители устанавливать SPDIF выходы на свои материнские платы, очень многие пользователи предпочитают использовать аналоговую акустику из-за более низкой цены. В итоге мы приходим к тому, что на звуковой карте должно быть установлено как минимум 3 гнезда для 5.1 канальной акустики, традиционные SPDIF разъёмы, линейный вход, микрофонный вход и т.д. Все эти выходы и входы на самой панельке платы не могут уместиться физически, поэтому появляется необходимость в дополнительных модулях с гнёздами. Явный пример тому - Terratec DMX6 Fire.
Почувствовав преимущества внутреннего модуля, появилось желание вынести его наружу компьютера для большего удобства, чтобы не привязываться к системному блоку. Даже компания Creative выпустила версию Audigy Platinum с внешним модулем. Ну а раз у нас есть внешний модуль, на котором установлены все нужные нам входы и выходы, то для чего нам вообще нужна PCI звуковая карта? Мы можем её поместить в тот же внешний блок, заменив интерфейс PCI на высокоскоростной периферийный USB 2.0 или IEEE-1394. Но здесь перед нами станет проблема выбора интерфейса. Стандарт USB 2.0 более распространён, но если уж мы говорим о современной полнодуплексной звуковой карте, которая поддерживает звук класса 24/192, то нам нужен интерфейс, который имеет гарантированную потоковую передачу данных. А это только IEEE-1394a или IEEE-1394b, чтобы исключить торможение шины данных. К счастью, все современные компьютеры высокого класса имеют поддержку этих интерфейсов и IEEE-1394 стал стандартом для работы профессиональных и домашних мультимедиа-устройств.
То есть, давайте примем за факт то, что современная звуковая карта, которая покупается отдельно от материнской платы для качественного просмотра DVD, прослушивания аудио и работы со звуком, должна представлять собой внешнее решение с интерфейсом IEEE-1394. Мы не говорим о внешних "плеерах" для ноутбуков с интерфейсом USB. Здесь и сейчас всё серьёзно.
Ну что же, посмотрим на явного представителя нового поколения внешних звуковых карт - модель Aureon 7.1 FireWire от Terratec.
Terratec Aureon 7.1 FireWire
Звуковой модуль Aureon 7.1 FireWire рассчитан на обычных пользователей домашних компьютеров и на маленькие звуковые студии, на тех людей, кто нуждается в качественных оцифровке и воспроизведении звука. Поэтому поставляется внешняя звуковая карта в большой красивой коробке, на которой написаны характеристики устройства.
Характеристики Aureon 7.1 FireWire
-
Тип - внешняя звуковая карта
-
Интерфейс - IEEE-1394a или IEEE 1394b
-
Питание - по шине или от внешнего БП
-
Совместимость с платформами MAC и PC
-
Поддержка 24-битного звука с частотой дискретизации 96 КГц и 192 КГц
-
Восемь аналоговых выходов 24-бит/192 КГц
-
Один аналоговый стерео вход 24-бит/96 КГц
-
Один аналоговый стерео вход с виниловых вертушек (Phono) с аппаратным RIAA 24-бит/96 КГц
-
Один стерео выход на наушники (6.3 мм гнездо) с регулятором громкости 24-бит/192 КГц
-
Один вход с микрофона (6.3 мм гездо) с регулятором уровня и индикацией перегрузки (24-бит/96 КГц)
-
Оптический SPDIF выход 24-бит/96 КГц
-
Оптический SPDIF вход 24-бит/96 КГц
-
Поддержка ASIO 2.0 для всех входов и выходов
-
Пульт ДУ
-
Поддержка Hot Plug
Как видно, звуковая карта поддерживает воспроизведение звука 24/192 и запись 24/96. Про соотношение сигнал/шум при воспроизведении или при записи ничего не сказано. Так же на звуковой карте нет цифровых коаксиальных входов или выходов, видимо, Terratec посчитала, что эти выходы - часть прошлого. Зато аппаратная регулировка громкостью "Master", громкостью наушников и уровнем входа с микрофона - вполне весомые преимущества. Странно, но у этого модуля отсутствуют входы и выходы MIDI - серия Aureon рассчитана только на работу с цифровым звуком.
В комплекте со звуковым модулем поставляются:
-
Пульт дистанционного управления с батарейками
-
Блок питания
-
Кабель FireWire (6-контактный)
-
Переходник FireWire - I-Link (6-контактный на 4-контактный)
-
Два переходника с 6.3 мм стерео гнезда на 3.5 мм стерео гнездо
-
Один заземлитель RCA-разъёма
-
Чехольчик для транспортировки Aureon 7.1 FireWire
-
Инструкция пользователя
-
Компакт-диск с программным обеспечением (включая лицензионную программу WinDVD 5 версии с 5.1-канальным звуком и лицензионную программу Algorithmix Sound Rescue)
В общем-то, Terratec позаботилась о своём покупателе, сделав комплект поставки максимально удобным. Явный тому пример - переходники с 6.3 мм гнезда на 3.5 мм, чтобы пользователь мог подключать как дорогую студийные микрофон и наушники, так и обычные, мирские. А так же переходник с 6-контактного разъёма FireWire на 4-контактный I-Link, чтобы использовать звуковую карту как с ноутбуками, так и с обычными компьютерами.
Пульт дистанционного управления - обязательный аксессуар современных ТВ-тюнеров, но большая редкость для звуковых карт.
Кстати, дизайн пульта ДУ явно взят от ТВ-тюнера, о чём свидетельствуют кнопки "CH" и "Vol" для переключения каналов и регулировки громкости, а так же кнопки управления воспроизведением и записью. К слову сказать, в комплекте поставляется программа, позволяющая настраивать различные действия на кнопки пульта ДУ. Но об этом мы ещё поговорим, а пока давайте посмотрим на внешний вид и на дизайн звуковой карты.
Экстерьер Terratec Aureon 7.1 FireWire
Дизайну звукового модуля Aureon 7.1 FireWire компания Terratec уделила особое внимание. И это понятно, ведь в отличие от того же, скажем, Phase 26 USB, серия Aureon рассчитана на конечного потребителя, а не на профессиональные студии, где установлено стоечное оборудование. Поэтому неудивительно, что футуристический дизайн Aureon 7.1 FireWire придётся к месту даже рядом с самым стильным компьютером.
Алюминиевый корпус с пластиковыми лицевой и задней панелями. На лицевой панели установлена большая мягкая кнопка выключателя, два 6.3 мм гнезда (выход на наушники и вход с микрофона), а так же три регулятора - громкость наушников, общая громкость и регулировка уровня входа с микрофона. Поворотные регуляторы такой формы стали визитной карточкой Aureon 7.1 FireWire. При работе они подсвечиваются мягким оранжевым цветом, но даже когда звуковой модуль выключен, но подключен к питанию, они время от времени перемигиваются, как бы говоря - "Включи меня!". Очень интересное решение... На третий день достало... :)
Средний регулятор громкости Master даже нажимается, временно выключая звук (режим Mute). Снизу под регуляторами установлены пять светодиодных индикаторов - "Phono", "Line", "Mic", "Mute" и "Peak", значения которых понятны любому мало-мальски знакомому со звуковым монтажом людьми. А прямо под средним регулятором громкости установлено окошко инфракрасного датчика. Кстати, решение сделать регуляторы внешними, даже общую громкость очень удачно - зачастую бывает проще повернуть ручку, чем выискивать мышкой нужный ползунок.
Вот как выглядит Aureon 7.1 FireWire в работе, подключенный к компьютеру на базе Shuttle XPC SB75G2. Комментарии, как говорится, излишни.
С обратной стороны звукового модуля располагаются разъёмы и гнёзда, к которым устройства подключаются надолго.
Слева - два порта FireWire, соединённые по сквозной схеме, чтобы звуковой модуль не занимал порт. Рядом с ними - две пары аналоговых RCA входов - вход с виниловой вертушки (Phono) и линейный вход (Line In). Рядом с входами - четыре пары аналоговых RCA выходов для подключения 7.1-канальной акустики. Что интересно, каждая пара подписана, для какого типа акустики она используется - для стерео колонок или домашнего кинотеатра. Ещё правее - оптические цифровые вход и выход. Обратите внимание, что сами оптические разъёмы вместо обычных заглушек имеют автоматические дверки, закрывающие их от попадания пыли. Ну и самый крайний разъём - питание от внешнего БП, используемого при подключении, скажем, к ноутбуку или компьютеру с 4-контактным портом I-Link, не имеющим контактов питания. А вот 3.5 миллиметровых стерео гнёзд на модуле нет, так что дешёвую акустику, к сожалению, не подключишь. Недостаток? Не думаю...
Каждое внешнее устройство претендует на то, чтобы считаться мобильным. Звуковой модуль Aureon 7.1 FireWire полностью заслуживает такое определение, так как может обходиться без блока питания и поставляется в комплекте с чехольчиком, чтобы его можно было таскать в сумке, не опасаясь поцарапать.
Каким бы красивым ни был Aureon 7.1 FireWire, мы не можем удержаться, чтобы открыть его и посмотреть, как он устроен.
Обратите внимание на кодек WM8770IFT от компании Wolfson. Мы видели, как на звуковых картах используются два или три кодека для 4-канального или 6-канального звука. Здесь один кодек обслуживает все 8 каналов выхода и все аналоговые входы. Это очень качественный кодек, имеющий отношение сигнал/шум 106 дБ при воспроизведении и 102 дБ при записи. Сигнал на выходе из кодека усиливается на каждом канале отдельным операционным усилителем. Теперь мы можем иметь представлении о соотношениях сигнал/шум звуковой карты, которые, впрочем, зависят от качества сборки самой платы.
Но достаточно говорить об конструктивных особенностях звукового модуля - пришло время посмотреть на программное обеспечение.
Программное обеспечение
Так как Aureon 7.1 не имеет встроенного эффект-процессора и не поддерживает стандарты EAX и A3D, то программное обеспечение страдает минимализмом. Панель управления имеет всего три закладки:
Первая закладка - управление уровнями воспроизведения. Как мы и ожидали, аппаратная регулировка громкости "Master" полностью дублируется программно. Что не менее важно, то что громкость регулируется нелинейно. То есть, поворачивая ручку "Master" с одной и той же скоростью, громкость будет регулироваться быстрее в верхнем диапазоне и медленнее, когда дело дойдёт до -40 дБ (шкала громкости разлинеена от 0 дБ (максимум) до -100 дБ (минимум)). Ну а по нажатию на регулятор "Master" мы как бы нажимаем кнопку "Mute" в панели управления.
Здесь так же выбирается источник входа звука - Phono, линейный вход или микрофон. Как ни странно, но аппаратные регуляторы здесь не продублированы... Кликнув на кнопку "Advanced", мы переходим в дополнительные настройки.
Здесь настраивается длина буфера ASIO (от 1.2 до 49.8 мс), частота дискретизации (от 32.0 до 192.0 КГц) и включается поддержка технологии Sensaura.
На второй закладке располагаются настройки акустики. Вот здесь всё традиционно неудобно. Посмотрите на скриншот и скажите, вы сразу поймёте, как настраивать расположение аудиоколонок?
Поначалу после шикарного подобного окна от Creative или M-Audio теряешься и кажется, что настройка балансом не предусмотрена в драйверах, однако не всё так безутешно. Одним из пяти вертикальных ползунков вы выбираете уровень, подаваемый на каждый канал, как бы дальность расположения колонок. А балансом подбираете равноудалённость левой и правой колонок. Таким образом и можно настроить неравномерно расставленные колонки, будь их две или 8. Сказать, что это неудобно, всё равно, что промолчать.
Последняя страница, по традиции, это информация о драйверах и возможность настроить интерфейс контрольной панели.
Программа Sound Laundry, созданная компанией Algorithmix, поставляется в комплекте с Aureon 7.1 FireWire. Эта программа позволяет очистить записанный звуковой файл от шумов и провести над ним минимальную работу, необходимую на начальном уровне.
А вот воспроизводить обычный MP3 или Wave файл на все восемь каналов звуковая карта не может. По умолчанию воспроизведение идёт только на передний канал и изменить это если и можно, то не просто.
Результаты тестирования
Для тестирования мы использовали программный пакет RightMark Audio Analyzer 5.3. Чтобы максимально снизить наводки и помехи от системного блока, мы подключали звуковую карту Terratec Aureon 7.1 FireWire к компьютеру, собранному на базе платформы Shuttle SB75G2 и отодвинули карту подальше от системного блока и монитора. В драйверах была включена поддержка частоты дискретизации 96 КГц. В результате по поддерживаемым режимам тест выдал следующую табличку.
Как видно, RightMark понимает все режимы звуковой карты, хотя сама плата, судя по заявленным характеристикам, не поддерживает запись на частоте дискретизации 192 КГц. А ниже идут результаты тестов с фронтального выхода в различных режимах.
Для тех, кто желает лично ознакомиться с некоторыми результатами, предлагаем диаграммы для режима 24-бит, 96 КГц.
Frequency response, dB
Noise Level, dBA
THD %
Intermodulation, %
Stereo Crosstalk, dBA
Выводы
Компания Terratec приложила все усилия, чтобы сделать звуковой модуль Aureon 7.1 FireWire максимально притягательным. Очень стильный и удобный дизайн, подключение по интерфейсу IEEE1394 с возможностью питания по шине, наличие Phono входа и возможность подключения 8-канальной акустики. Однако, у этой внешней звуковой карты есть как свои плюсы, так и минусы, которые мы сейчас перечислим.
Преимущества
- Возможность питания по шине
- Работа с пультом ДУ
- Аппаратные регуляторы громкости и уровня
- Поддержка ASIO 2.0
- Достаточно высокое качество записи
- Очень хороший комплект поставки
Недостатки
- Слишком простая контрольная панель в драйверах
-
Неудобная настройка расположения акустики
- Отсутствие 3.5 мм гнезда линейного входа и линейного выхода
На момент написания этого обзора звуковой модуль Terratec Aureon 7.1 FireWire стоил чуть меньше 300$. Кому-то это покажется запредельной ценой, но стоит вспомнить, что недавно столько же стоили обычные PCI звуковые платы с внешними 5-дюймовыми модулями, которые нельзя было так вот просто взять с собой и использовать, скажем, с ноутбуками.
Ну а для себя мы в очередной раз сделали тот же вывод - звуковые карты должны быть либо интегрированными, либо внешними. Вскоре мы скажем, что звуковые карты с интерфейсом PCI не должны иметь права на жизнь, но не сейчас. Пока же мы в очередной раз признаём превосходство внешних решений над внутренними.